Белорусы Москвы: BelMos.ru
Новость проекта от 14.09.2010
Адрес в Интернет: https://www.belmos.ru/news.php?id=94 


Живопись Надежды Леже

Вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения живописца Надежды Леже (урождённой ХОДАСЕВИЧ), состоится 1 октября 2010 года в 19.00 в Доме русского зарубежья (г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.2).

В программе вечера – выступления родственников и людей, знавших Н.П.Леже, а также концерт с участием белорусского фольклорного ансамбля «Кирмаш» под руководством Ирины Капчинской и исполнительницы классического французского шансона Нины Дилон.

Вход свободный.

Справки по тел.: 8-903-587-3752 (Иванов Иван Александрович – член Белёвского и Тульского землячеств).

СПРАВОЧНО:

ЛЕЖЕ (урожденная ХОДОСЕВИЧ) Надежда Петровна (ХI.1904, дер. Осетищи Витебской губ. – 7.ХI.1982, Франция), живописец и мозаичист.

Выросла в многодетной крестьянской семье, которая в годы 1-й мировой войны осела в Белеве Тульской губ.

После 1917 г. занималась рисованием и балетом в местном Дворце искусств.

В 1919 г. ушла из дома и самовольно поехала в Смоленск, где поступила в Государственные высшие художественные мастерские. Училась у В.М. Стржеминского и его жены Е.Н. Кобро, возглавлявших группу УНОВИС (Утвердители нового искусства) в Смоленске.

В начале 1920-х гг. наряду с реалистическими картинами ("Моя дорогая Ксения", "Портрет студентки" – 1921 г.) исполнила абстрактные работы в духе суперматизма: "Пресс-папье" (1918 г.), "Начало движения. Взлет-1" (1922 г.), "Натюрморт с вазой" (1925 г.) и др.

В 1922 г. уехала в Варшаву, используя право беженцев из Западной Белоруссии вернуться в свои деревни, отошедшие к Польше. Два года работала служанкой в польской семье и модисткой в шляпных мастерских. Одновременно занималась в Академии художеств и изучала варшавские музейные собрания.

В 1924 г. вышла замуж за С.Грабовского, студента варшавской Академии художеств, поехала с ним в Париж и поступила в Академию современного искусства, которой руководили Ф.Леже и А.Озанфан.

В 1927 г., после рождения дочери Ванды, разошлась с мужем и сблизилась с Ф.Леже.

В 1920 – 30-х гг. помогала Леже в монумантальных и декоративных работах, увеличивала его эскизы, позднее ассистировала в его Академии.

В 1930-е гг. организовала издание журнала "Современное искусство" на французском и польском языках.

В начале 2-й мировой войны вступила в Общество помощи фронту. Во время оккупации Франции работала в подполье, распространяла в Париже партизанские листовки.

В 1944 г. вступила в Союз советских патриотов и Союз помощи бывшим военнопленным; организовала выставку художников - участников Сопротивления и аукцион картин, принесший 3 млн. франков в пользу Красного Креста и Союза советских патриотов.

На открытии Х съезда Компартии Франции в 1945 г. экспонировались монументальные портреты членов ЦК, исполненные по гуашам Леже.

В 1952 г. вышла замуж за Ф.Леже и поселилась с ним в Живсюр-Ивет, близ Парижа. После смерти Леже в 1955 г. она, при содействии Компартии, создала его музей в Бьоте и в 1970 г. безвозмездно передала его Франции.

В 1950 – 70-х гг. писала портреты и натюрморты, отмеченные влиянием Леже.

Исполнила портреты лидеров международного коммунистического движения, героев Сопротивления, деятелей французской культуры, а также портреты Л.Н.Толстого, П.И.Чайковского, М. Горького, В.В.Маяковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Р.К.Щедрина, З.Космодемьянской, Ю.Гагарина и др. Создала ряд портретов Леже. Обращалась к монументальному жанру (эмблема Франции – Марианна на мэрии в Монруж, 1945 г.) и плакату ("От имени миллионов наших детей требуем мира!" – 1950-е гг. и др.).

В 1960 – 70-е гг. часто бывала в СССР, исполнила много картин по советским впечатлениям ("Колхозница", "Таджикские музыканты" и др.). Подарила Советскому Союзу несколько своих картин и картин Ф.Леже, 60 мозаичных портретов, исполненных по ее гуашам, и более 2000 высококачественных репродукций картин Лувра, составивших передвижную выставку, обошедшую в начале 1970-х гг. ряд городов и сел СССР.

За вклад в развитие советско-французской дружбы была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1972 г.).

В последние годы занималась в основном мозаикой, в частности, мозаичным портретом.

В коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь есть керамика, созданная самим Пабло Пикассо. Эту керамику – 38 произведений – почти полвека назад подарила музею Надя Леже, вдова известного художника Фернана Леже, которая была очень дружна с Пикассо.




Распечатано с сайта "Белорусы Москвы": BelMos.ru