Белорусы Москвы: BelMos.ru
Новость проекта от 18.03.2014
Адрес в Интернет: https://www.belmos.ru/news.php?id=230 


Камаедзіца ў Маскве 23 сакавіка

Известный психолог, спортсмен, парадоксальный философ Григорий ЯКУТОВСКИЙ приглашает в воскресенье 23 марта на обряд-мистерию в честь традиционного праздника беларусов Камаедзiца. Начало в 14:30 в клубе “Фенікс”.

Магический обряд "выстроен" в соответствии с технологией имитативной магии и эффективных методик психологических тренингов.

Регламент: начало – 14:30, с 14:30 до 15:00 инструктаж, обрядовая часть – с 15 до 15.45. Участие бесплатное.

Место проведения: улица Авиационная, дом 19, Клуб «Феникс». Проезд: метро «Щукинская», первый вагон из центра, из метро направо, любым трамваем 2-ая остановка в сторону Сокола. Дом напротив остановки "Детский комбинат".

Комоедицы" – обрядовый праздник, известный более у литвинов как Камаедзіца.

Этимологию названия я считаю восходящей к гипотетическому "обще-индоеевропейскому" языку: в древнегречском обиходе "κωμῳδία комодиа" - народный праздник весны, который в "классический период" превратился в жанр "комедия"…

Академик Рыбаков своих исследованиях возводил происхождение праздника ко временам "каменного века" и охотничьему культу медведя.

По Традиции медведь - особый зверь и согласно беларускому мифу происходит от человека, которого бог наказал за неудачную шутку: некие супруги нарядились в шкуры и хотели бога напугать, а он за это навсегда им эти шкуры прирастил... Медведь наделен не только силой, но и мудростью, всеведением, он способен защитить от колдовства, болезней и всевозможных бед. Его даже чёрт боится. Медвежья лапа, клыки и когти считались очень сильным оберегом.

У архаических народов (в Сибири) культ медведя состоит в его ритуальном убийстве и поедании. Иногда для этой цели выращивают медвежонка. Причём убийство называется "почитанием"...

В чешских масленичных обходах с «медведем» приведшие в дом ряженого делали вид, что убивают его из лука. В Моравии символическое убийство медведя происходило после того, как колядники уже обошли все дома, собирая продукты; после этого они собирались в центре села и инсценировали убийство, а затем «медведя » уносили на носилках. Этот заключительный акт вождения назывался «похороны медведя» -pochovávarú medvěda. В Вологодской области во время святочного «вождения медведя» исполнялись сценки убийства: ряженого толкали, чтобы он упал, разбивали надетый ему на голову горшок, стреляли в воздух. Это называлось «медвидя́ колоть».

Однако в большинстве славянских обычаев "вождение медведя" – это сцены, где медведь используется скорее "потешно": он танцует, что-то изображает и пр.

Считается что слолово медведь (от *medu-/medv- 'мёд' + *ěd- 'есть, принимать пищу') значит «поедающий" или "ведающий" мёд. Но беларуское - мядведзь - звучит несколько иначе: по-беларуски тоже мёд, а не "мяд", а слово "ведзь" и вовсе обозначет "ведьма"...

Поначалу слово употребляется взамен истинного названия, которое произносить запрещено (табу). Другие "окольные" названия: косолапый, бурый, потапыч, Михайло, Мишка, хозяин и т. д. В ряде славянских языков это слово дополнительно искажено перестановками и заменами согласных, которые, помимо чисто фонетических, могут иметь эвфемистическую природу: ведмідь, в польском niedźwiedź, также и в чешском в части говоров не medvěd, а nedvěd.

Павел Шейн - описывая собственно беларуский обычай - отмечает: «В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя» Считается, что на следующий день «медведь встаёт». В Беларуси говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Громни́цы или Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Комоедицу (Благовещенье) — выходит из берлоги».

Громницы по беларуски «Грамніцы», «Грамніца», «Грамнічнік» (белорус.),- 15 февраля когда "весна с зимой встречаются". С Громниц иногда начинаются аналоги "карнавалов" - праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде...

Волочебный обряд (волочёбный обряд) — обход домов в сопровождаемый исполнением волочебныхпесен. Известен преимущественно на территории Беларуси (а также в прилегающих районах польского Подляшья) также в Псковской, Смоленской областях, частично — в Калужской, Орловской, Черниговской областях.

Название обряда по мнению некоторых связано с глаголом волочить — волочиться в значении идти, брести, шататься. Типичный песенный зачин: «Валачобнiчкi валачылися...». Но есть основания считать, что это более позднее осмысление, поскольку произносится также "валчёбники", то есть "волшебники".




Распечатано с сайта "Белорусы Москвы": BelMos.ru