Белорусы Москвы: BelMos.ru
Новость проекта от 12.06.2013
Адрес в Интернет: https://www.belmos.ru/news.php?id=207 


Лётчик-истребитель Сергей Грицевец

Серге́й Ива́нович Грицеве́ц — майор РККА, знаменитый советский лётчик-истребитель 1930-х годов, участник боёв в Испании и на Халхин-Голе, первый дважды Герой Советского Союза.

 

Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь, и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.

 

В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. После окончания в сентябре 1932 году Грицевец стал лётчиком-истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком-инструктором.

 

В 1937 году Грицевец вызвался добровольцем для участия в Гражданской войне в Испании, где воевал до 26 октября 1938 года.

 

В 2005 году восстановлены все воздушные бои Гражданской войны в Испании. С.И. Грицевец совершил 88 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, сбил 7 вражеских самолётов лично. Это очень высокие боевые результаты, за которые 22.02.1939 старшему лейтенанту С.И. Грицевцу присвоено звание Героя Советского Союза. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором.

 

29 мая 1939 группа из 48 опытных пилотов под командованием Героя Советского Союза Якова Смушкевича, среди которых был и Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Здесь Грицевец совершил 138 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях против японских самолётов.

 

26 июня 1939 года в районе озера Буир-Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

 

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева, и он опустился на парашюте далеко на территории, занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалёку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.

 

За спасение своего командира от плена и другие героические поступки 29.08.1939, майору авиации Грицевцу было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. Вместе с Г.П. Кравченко он стал первым из дважды Героев Советского Союза.

 

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать манёвр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда !"

 

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком-истребителем, имея 42 воздушные победы!

 

В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я.В. Смушкевичем, выехал в Москву. Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа для подготовки к Польскому походу РККА, который начался 17 сентября 1939.

 

16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П.И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.

 

На его исторической родине в городе Барановичи воздвигнут монумент в его честь, и названа железнодорожная станция. Памятник Герою установлен в Минске. В г.п. Болбасово Оршанского района Витебской области установлен памятник С. И. Грицевцу. Его имя носят улицы в городах Шумиха, Курган и Минск.

 

В 1952—1994 годах имя Грицевца носила улица в центре Москвы, ныне — Большой Знаменский переулок. Его имя носит улица в Новомосковском административном округе Москвы.

 

ромром

 




Распечатано с сайта "Белорусы Москвы": BelMos.ru